За поддержание температурного режима при работе двигателя внутреннего сгорания отвечает система охлаждения двигателя. Принцип работы системы
охлаждения относительно несложен. Специальная жидкость – антифриз (раньше использовали воду) циркулирует сквозь блок цилиндров, нагреваясь и отводя тепло от металла. Далее жидкость проходит через специальное устройство, радиатор, в котором охлаждается либо за счет теплообмена с набегающими потоками воздуха, либо за счета работы вентилятора, а часто, за счет обоих этих способов.
Радиатор.
Радиатор является одной из самых важных деталей системы охлаждения. Он имеет ячеистую структуру, повышающую площадь контакта корпуса с воздухом. Это первая проблема радиаторов. С течением срока эксплуатации, ячейки забиваются мусором и теплообмен снижается. Что приводит, в конечном итоге, к перегреву двигателя. Регулярны мойки радиаторов являются залогом долгой и стабильной работы всего автомобиля.
Второй наиболее частой проблемой является протечка радиатора. Наиболее часто используемый материал при производстве радиаторов это алюминий. Раньше всеобщее распространение имели различные сплавы меди, но на сегодня уступили пальму первенства менее дорогим алюминиевым моделям. В зависимости от материала, из которого изготовлена деталь, а также места протечки, определяется способ ремонта радиатора, либо проводится замена всей детали целиком. Чаще всего, вместе с заменой радиатора меняется и охлаждающая жидкость на новую.
Расширительный бачок
Так как жидкость, используемая в системе охлаждения, при нагревании расширяется, то значительно увеличивается ее объем. Для компенсации подобного теплового расширения используются расширительные бачки. На разных автомобилях они выполнены по-разному, но чаще всего из различных видов пластика. В бачках установлены датчики уровня охлаждающей жидкости и специальные пробки с клапаном, через которые могут выходить пары, для уменьшения давления в системе. Чаще всего, датчики и крышку, в случае выхода их из строя можно довольно быстро поменять. В случаях, когда треснул сам бачок, требуется замена расширительного бачка целиком, так как ремонт редко бывает возможен.
Термостат
Термостат, это устройство, позволяющее изменять путь, по которому идет охлаждающая жидкость. В ситуациях, когда двигатель холодный (например, зимой при запуске и прогреве), необходимо уменьшить теплообмен между двигателем и системой охлаждения. При этом перекрывается часть каналов, и жидкость идет по так называемому «малому кругу» системы охлаждения. При достижении определенной температуры охлаждающей жидкости, термостат переключает систему на режим «большого круга», увеличивая эффективность теплообмена. Выход из строя термостата чреват проблемами либо с перегревом, либо с недостаточным прогревом двигателя, что влечет за собой повышенный износ и выход из строя всего мотора. Чаще всего на современных автомобилях производится замена термостата в случае неисправности. Ремонт возможен лишь в некоторых случаях.
Помпа
Насос системы охлаждения двигателя автомобиля часто называют помпа. Это устройство, обеспечивающее циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. Чаще всего, помпа приводится в движение специальным приводным ремнем, который вращает и остальные детали , такие как генератор, компрессор ГУР и кондиционера и другие. Самой популярной неисправностью является разрушение подшипников шкива помпы и, соответственно ее течь в начале процесса, и заклинивание в запущенных ситуациях. Ремонт помпы в подавляющем большинстве случаев не проводится. Проводится полная замена помпы.
Также рекомендуем: